Роботы и МСО: кто кого?

Март 2021

Есть ли противостояние между робот-мойками и мойками самообслуживания? Удивитесь, но… нет! Однако ALLES не продаёт роботов. Почему? Давайте разбираться.

Про роботов

Начнём с роботов. Чем они привлекают автовладельцев:

  • водитель не выходит из машины и ничего не делает сам, совсем;
  • робот строго следует стандартному циклу мойки, не пропуская ни одного этапа;
  • робот требует меньше площади под установку, чем стандартная МСО;
  • 6 минут – и машина готова.

Если все так чудесно, быстро и просто, так почему робото-моек в России не становится больше? Причин несколько.

  1. Это дорого для собственника! Стоимость установки одного роботизированного поста от 10 млн. рублей (оборудование 4-7 млн. руб. + коммуникации + стройка). Окупаемость от 2 до 5 лет. К слову, 10 млн. рублей — стоимость 4х-постовой мойки самообслуживания на оборудовании Alles.
  2. Это дорого для автовладельца! Средний чек у робота 400 рублей против 150 рублей на классической мойке самообслуживания. А расход воды и химии на 1 авто в 4 раза выше, чем на МСО, 400 литров против 100. Расход воды на МСО Аллес 12 л/мин на 1 авто (17л/мин в режиме Turbo). При среднем времени помывки 7 минут это 90-110 л воды.
  3. В нашей стране сегодня практически никто не производит роботы-автомойки, несколько экземпляров, собранных в последние пару лет, не в счет. Свою долю рынка они еще не отвоевали у китайских и европейских производителей. 95% роботов made in China. Остальные 5% Испания, Италия, США.
  4. Взять российский рынок с наскока не получилось: сейчас мы наблюдаем уже 3-ю волну интереса к роботам, а широкой популярности они так и не получили. Несколько наших партнеров по рынку, которые в своё время установили роботизированные мойки в разных городах, не планируют больше развитие своего бизнеса подобными комплексами.
  5. Бесконтактная мойка на фиксированном расстоянии и автоматизация цикла не позволяют отмыть все элементы кузова одинаково качественно, бесполезны при сильных загрязнениях и смывают разве что пыль калифорнийских дорог.
  6. Для обслуживания робота необходимо держать в штате специалиста, и не просто оператора, а высококвалифицированного механика, т.к. любая поломка — это остановка всей мойки, в отличие от многопостовой МСО.
  7. Максимальный оборот одного поста на робот-мойке —700 000 рублей/ месяц в регионе и 1,2 млн. рублей в мегаполисе, из них 60-70% — расходы на обслуживание и аренду. Для сравнения — 4х-постовая мойка на оборудовании ALLES с оборотом в 1 млн. рублей/ месяц имеет расход 35-45%.
  8. Робот-мойка со стандартным моечным циклом далека по функционалу даже от базового набора программ ALLES. Полный же комплекс из 14 программ, включая стеклоомыватель, воздух и ручную щетку с пеной вообще ей недоступен.

Про МСО

  • Кому-то может казаться, что за роботами будущее. Но оно за умными и технологичными мойками. Это в равной степени относится и к роботам, и к мойкам самообслуживания. Через 5 лет не выживут те, кто сегодня сидит на скромных оборотах и не имеет средств на апгрейд, а значит устаревает и проигрывает конкуренцию.
  • ALLES в данное время располагает лучшей управляющей автоматикой по датчикам, приводам и облачному управлению, и в течение года мы легко выпустим своего пробного робота. Но пока не найден ключ к идеальной автоматической помывке и минимальной себестоимости, делать это бессмысленно.
  • Некоторые наивно полагают, что МСО погибнет из-за отказа со стороны женщин-водителей, не желающих пачкаться на самомойке. Но по статистике на 2020 год это всего лишь 20% от всех водителей. А среди активных пользователей ALLES BONUS их всего 8%. Так что серьезной угрозы потери трафика для МСО нет.
  • А вот многие категории автотранспорта пролетают мимо робота: мотоциклы, грузовики, автомобили с различными сложными или длинными креплениями на кузове и т.д. Они либо технически не заедут на робота, либо сильно рискуют повредить свой транспорт. А на МСО можно вымыть все: от санок до фуры.
  • Качество помывки мы сравниваем не на абстрактной МСО, а на мойке ALLES с качеством, предлагаемым роботом. Форсунки на стойках робота расположены на большом расстоянии от авто – 30 см, при котором не сбивается сильная грязь. Человек же направляет моечный пистолет прицельно и сам регулирует расстояние до кузова и напор воды с помощью режима Turbo до 180 бар. К тому же робот вымоет только снаружи.

Про деньги

  • Рентабельность 5-постовой МСО ALLES на 2-ой линии в плотном конкурентном окружении в Петербурге — 60% уже с учетом всех расходов аренды и проч. – до налога на прибыль. А робот у одного из наших клиентов имеет рентабельность 35% с оборота в 700 тыс. руб/ месяц.
  • Окупаемость для наших МСО — 20-30 мес. при соблюдении базовых рекомендаций. Максимальная планка для данного сегмента, на наш взгляд, — 2,5-3 года. Всё, что больше, это очень длинные деньги и высокие риски в российской действительности.
  • Окупаемость по роботам очень непредсказуемая, вы можете на старте увидеть высокие цифры до 1 млн. руб. по выручке, но далее интерес аудитории угасает по разным причинам: не отмывает, долгие очереди, частые поломки, цена на услугу в 2.5 раза дороже, эффект новинки проходит. Один робот — максимум 25 000./ день, 4 поста МСО — максимум 60 000 руб./ день.
  • При поломке робота встает вся мойка, при неисправности на МСО – выходит из строя 1 пост.
  • Робот не может зарабатывать на допах. У него их нет. Он не почистит салон автомобиля, не зальёт омывайку. Плюс робота в малой занимаемой площади, но, если разворачивать вокруг дополнительную инфраструктуру, тогда теряется весь смысл и концепция робота как бизнеса. Дополнительные люди-автомойщики? Тогда зачем нужен робот вообще, если есть люди, и их труд в России стоит дешевле? В целом концепция робота как бизнеса ломается при добавлении дополнительных услуг.

Симбиоз

Эксперимент сосуществования МСО и робота уже есть. Наш клиент заказал 5-постовую мойку на оборудовании ALLES и к ней приставил робота. К слову, владелец — человек в теме автомоек, имеет еще несколько прибыльных объектов, поэтому производителей выбирал тщательно. ALLES и робот KOLONWASH запустились почти в одно время, летом 2020-го. Посмотрим на результаты и факты:

— за 8 месяцев робот простаивал в общей сложности 2,5 из-за отсутствия полноценной технической поддержки в Самаре; выходило из строя практически все: приводы, электроника, механика, датчики, даже одна из двух г-образных штанг отвалилась (не на авто, к счастью);

— максимальная дневная выручка с робота на этой мойке — 25 000 рублей; пиковая выручка за месяц — 300 000 рублей (в том числе из-за ремонтов и простоя).

Когда владелец открывал объект, то предполагал, что оба формата будут прекрасно дополнять друг друга, но по факту зарабатывает в основном МСО. Найти квалифицированных операторов для обслуживания робота тоже не просто. Итог — увеличенные расходы и риски собственника, головняк и неизвестный срок окупаемости «автомата».

На этом, пожалуй, закончим батл. Хотя противостояния-то никакого и нет. Роботы есть и будут. Как и мойки самообслуживания. У каждого формата свои фанаты